Главная Контакты В избранное














  • Учитель на замену




    АвторАвтор: Anime  Опубликовано: 2 июня 2012  Комментариев: (0)
    Генри Бартес (Эдриен Броуди), избравший нелёгкую стезю учителя на замену, получает временную должность преподавателя английского языка и литературы в социально и финансово неблагополучной государственной школе, директор которой, Кэрол Дирден (Марша Гэй Харден), уже была предупреждена о незавидной перспективе.

    Несмотря на стремление придерживаться однажды выбранного кредо — не принимать близко к сердцу чужие трудности, Генри не может остаться в стороне от проблем учебного учреждения.

    Такой школы не увидишь в популярных американских телесериалах, в том числе в тех (допустим, в «Веронике Марс» /2004-07/), авторы которых старались по возможности не уклоняться от освещения малоприятных сторон социальной действительности!

    В сравнении с «Учителем на замену» даже произведения, повествующие о стремительной криминализации тинэйджерской среды, покажутся избыточно спекулятивными и во всяком случае – говорящими не о главном. Подобные трудности в конечном итоге преодолеваются, пусть и не без серьёзных усилий и радикальных мер. Но куда деться от фундаментальных проблем, не решаемых на уровне отдельного учебного учреждения, тем более конкретного человека?..

    Тони Кэй сумел вызвать общественный резонанс ещё дебютной полнометражной постановкой «Американская история Икс» /1998/ – но в прессу тогда просочилась информация о его конфликте с руководством New Line Cinema, заставившим перемонтировать ленту, внеся в авторскую позицию определённость. Точнее, вселив в публику уверенность в принципиальной преодолимости обрисованных социальных изъянов. Однако «независимый» кинематографист, безусловно, остался себе верен, настойчиво обращаясь к важным проблемам Запада – вроде вопроса о допустимости абортов и сохранении окружающей среды.

    Или, как в случае с «Учителем на замену», о состоянии образования, в недостатках которого только наивные и предвзятые1 люди не могут увидеть системного характера. Генри, надо полагать, потому и стремится сохранить максимальную эмоциональную уравновешенность (равнодушие?), что из-за специфики своей должности знает положение куда лучше, чем коллеги, включая многоопытного и в меру циничного Сиболдта2 и психолога Дорис Паркер, однажды не выдерживающей и пытающейся хотя бы криком достучаться до очередной бедовой девушки-подростка. Сценарист-дебютант Карл Лунд, сам проработавший учителем в государственной школе, слишком хорошо знает нюансы функционирования так называемой «системы двух коридоров» – не декларируемого, но неуклонно претворяемого в жизнь принципа разделения учеников на элиту и толпу.

    Впрочем, подобно французскому коллеге Лорану Канте («Класс» /2008/) Кэй и Лунд не ограничиваются анализом сложившегося положения вещей. Для них важнее обрисовать (хочется сказать – воспеть) те усилия, которые человек всё же предпринимает, несмотря ни на что и в общем-то не надеясь на отдачу. Оригинальный заголовок является частью вынесенной в эпиграф цитаты из Альбера Камю: «И никогда я так глубоко не чувствовал одновременно такой отчужденности от себя и такого присутствия в мире».

    Иными словами, трагическая абсурдность существования, обострённо воспринимаемая Генри, парадоксальным образом обнаруживает в самой себе возможности для её преодоления. Для обретения высокого смысла. Отчуждённый от своего «я», Бартес, как выясняется, вносит ощутимую лепту в улучшение мира. Упорно идёт вверх (и помогает найти путь другим) по лестнице, ведущей вниз. Всё верно, бытие определяет сознание (иллюстрациями марксовой формулы служат грустные рисунки, стилизованные под каракули мелом на доске), но ведь и само бытие поддаётся воздействию сознания, и подчас искреннее участие в чужой судьбе находит живейший отклик.

    Разница в поведении класса в день прихода учителя на замену и в день его прощания – колоссальна! И если Мередит3 спасти не удаётся, то внутреннее преображение Эрики («юной потерянной души», по эпитету режиссёра), смирившейся, казалось, с участью малолетней уличной проститутки, не вызывает удивления. Финал позволяет испытать катарсис, оставляя по завершении сеанса с верой в человека – верой вопреки всему.

    Рецензия: © Евгений Нефёдов

    Поделиться новостью:





    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
^ Наверх