Аниме. новости аниме и манги. Обзоры статей аниме.

 

     
   Минирецензии

  • Аниме обзор - Вельзевул / Beelzebub
    Порой довольно сложно воспринимать многосерийное аниме, особенно это касается школьных историй. Однако, в случае Bельзевула, доходя до заключительной серии, зритель однозначно требует продолжения банкета. Прежде всего скажем, что собой представляет сериал…


  • Искусство меча онлайн: обзор аниме
    В начале XXI века случилась ожидаемая сенсация – некий японский гений создал ролевую игру с абсолютной виртуальной реальностью. Неудивительно, что \"Искусство меча онлайн\" обрело бешеную популярность, и 10 тысяч счастливчиков, кому достался первый тираж,…


  • Akane-iro ni Somaru Saka / Холм в багряных сумерках
    Несмотря на завязку первых кадров в стиле Джеймса Бонда, действие сериала сосредоточено вокруг 17-ти летнего Дзюнъити Нагасэ, несправедливо прослывшего в школе бузотером, и новенькой в его школе, Юхи Катагири – девушкой из богатой семьи, которую Дзюн случ…


  • Обзор аниме - Игра на выживание / No Game No Life
    Аниме No Game No Life о двух гениальных геймерах — неразлучных брате и сестре, которые попадают в волшебный мир, где любые противоречия разрешаются в играх, а результат игры абсолютен и непререкаем, какими бы невероятными ни были правила и ставки.Сюжет. 1…


  • Shingeki no Kyojin / Вторжение Титанов
    Давным-давно, больше сотни лет назад, в мире внезапно появились Титаны – существа огромного роста и страшной физической силы, но без признаков интеллекта. Титаны начали немедленно пожирать людей в несметных количествах, до тех пор, пока остатки человечест…


  •    Счетчик

    Яндекс цитирования
    Majordomo.ru - надёжный хостинг
       Мир аниме

  • Поверь в мечту и в путь - Аниме Турновер (Turnover)
    «Turnover» - аниме для выпускников школ. Фильм короткий, но содержательный. Вскрывает проблему подростковой среды о выборе профессии. Как сделать выбор верно? Как не ошибиться и потом всю жизнь не мучиться, отправляясь на нелюбимую работу? На что ориентир…


  • Новый сезон аниме Strike Witches
    Официальный сайт аниме Strike Witches сообщил в воскресенье, что началась работа над третьим сезоном аниме и OVA. Объявление также было сделано на ивенте, посвященном Strike Witches, в Токио в воскресенье.Аниме Штурмовые Ведьмы (anime Strike Witches) пов…


  • Аниме Diabolik Lovers выйдет в сентябре
    Официальный сайт нового аниме Diabolik Lovers сообщил, что премьера аниме запланирована на сентябрь. Новое аниме Diabolik Lovers - это адаптация вампирской романтической игры на платформе PC/PSP.История аниме Diabolik Lovers сосредотачивается вокруг шести…


  • Про лук и арбалет в Японии
    Рейтинг статьи:
    Повседневность
    Про лук и арбалет в Японии Вероятно, Вы уже поняли, что речь пойдёт не о репчатом или зеленом луке, а о луке, который стреляет. Стрелами. И не просто о луке, а об уникальном, нигде в мире больше не встречающемся длинном асимметричном японском луке – юми.

    Вообще – лук этот, как и всё традиционное японское оружие, очень необычен. Хотя и существовали в Японии короткие луки, которые называли китайскими, именно юми был оказан самый большой почет. Именно перевязанный по всей длине окрашенными волокнами лук сигэ-то-юми выделял командующего – тайсё.

    Именно по родовой стреле, которая была отдельно в колчане каждого самурая, идентифицировали убитых. Именно стрелой со свистящим наконечником давали сигнал начала боя. Именно мелодичным звуком тетивы будили императора, именно… Перечислять ещё можно долго. Даже очень долго. Да и то, что левую руку японцы называют юми-но-тэ - «рука, держащая лук», тоже говорит о многом.

    Искусство стрельбы из лука в средневековой Японии было известно под общим термином сягэй (умение стрелять из лука), хотя в настоящее время его больше знают каккю-дзюцу («искусство или техника лука») или кю-до («путь лука»). Для средневекового японского воина зна- чение слов «война» и «лук и стрела» (юми- я) были синонимами.

    О боге войны Хатима- не люди говорили как о юми-я-но-хатиман; левая рука по-японски юндэ (юми-но-тэ — «рука, в которой держат лук»). Вообще, японцы всегда считали левую руку более важной по сравнению с правой. Интересно, что если у человека отсутствовал мизинец на левой руке, то предполагалось, что он уже не сможет хорошо владеть мечом.

    Видимо, отсюда проистекает обычай отрезания собственного мизинца на левой руке в качестве искупления за серьезный проступок. Эта традиция сохранилась в среде японской мафии якудза до наших дней. Еще коренные жители японского архипелага, айну, славились как искусные лучники. Их луки были сделаны из особого дерева оурума, напоминающего тис, а стрелы оцуба имели характерное оперение и переносились в плоских колчанах ика, сделанных из ивы и покрытых корой вишневого дерева с резным орнаментом. Колчан часто закрывали чехлом. Однако переселенцы с материка, постепенно вытеснившие айну и образовавшие прото-японское государство, на первых порах лук практически не использовали.

    Резкий взлет интереса к луку у древних японцев наблюдается во второй половине периода Ямато (300—710 гг.), что было вызвано появлением лошадей, завезенных с континента в конце IV — начале V в. Это вызвало революцию в тактике и вооружении. На смену пехоте, вооруженной топорами, копьями и короткими мечами, при- ходят всадники с луком и длинным мечом. Однако лучник итэ, также называемый держателем лука юми-тори или конным лучником ума-юми, в Древней Японии был обязательно знатным воином. Военная аристократия буси и придворная знать кугэ с детства обучались обращению с луком. Размеры армии в Древней Японии также измеряли по количеству луков, то есть количеству знатных хорошо вооруженных всадников. В средневековой Европе армию исчисляли по количеству копий, то есть количеству рыцарей, чьим основным оружием было копье. Древние луки юми были простыми, то есть были сделаны из одного куска древесины.

    Однако уже тогда сложилась та уникальная асимметричная форма, которую нельзя найти больше нигде в мире: две трети длины лука (36 обмотанных тростником участков, по сравнению с 28) находятся выше рукояти и только одна треть — ниже. Это позволяло конному лучнику держать большой лук в вертикальном положении и не задевать при этом за шею коня. На протяжении X и в начале XI в. растущая доступность лошадей привела к дальнейшим изменениям в тактике боя, который теперь в значительной мере определялся умением воинов пускать стрелы на пол- ном скаку, а в последний момент изменить курс, чтобы перегруппироваться.

    Умение владеть луком стало считаться столь важным, что термин кюсэн-но-иэ стал означать «семья самурая», хотя буквально он означает «семья лука и стрел». Лук, известный под общим термином юми, изготовлялся всех размеров и форм и использовался для различных целей — войны, охоты, ритуала или спорта. Нас в первую очередь интересует большой бое- вой лук дайкю (или оюми, не путать со стационарным арбалетом). Средняя его длина была 2,2 м, но некоторые известные экземпляры имели длину 2,5—2,8 м. Сила натяжения го столь большого лука даже простой конструкции должна была быть значительной.

    Однако уже в начале периода Хэйан (794—1185 гг.) лук стали дополнительно усиливать бамбуком на той стороне, которая дальше всего от стрелка, когда он натягивает лук. К середине этого периода лук был еще усовершенствован дополнительной облицовкой бамбуком внутренней стороны древка лука. В пери- од Муромати (1333—1573 гг.) деревянную основу лука стали покрывать бамбуком со всех четырех сторон, а затем и делать по- чти целиком из бамбука. Вместо использовавшейся прежде деревянной сердцевины, теперь между лицевой и тыльной сторонами древка лука приклеивались перпен- дикулярно друг другу три или четыре бамбуковые планки, а дерево использовалось только в качестве оболочки по бокам. Это еще более увеличило его мощность. Полученный, уже сложный по конст- рукции, лук имел ненадежные места — стыки с бамбуком; их приходилось укреплять, перевязывая волокнами ротанговой паль- мы в разных местах.

    Переплетения из во- локна ротанговой пальмы и кожи создава- ли и рукоять. Однако только генерал тай- сё мог носить лук, густо перевязанный по всей длине. Такой лук назывался сигэ-тоюми. Лук, обмотанный витками красного тростника на черной основе, был известен как сингэто. В церемониальных случаях использовался лук нукигомэдо, сделанный из двух кусков, соединенных короткой металлической рукоятью. На концах плечи лука (ката) имели характерный изгиб, образуя рога, к кото- рым крепилась тетива. Рога покрывались металлом и назывались отоканэ; при вы- стреле тетива ударяла по ним, издавая звук, часто используемый для подачи сигнала. Например, когда утром императору требо- валась вода для умывания, трое из его слуг подавали об этом сигнал, издавая звенящий звук на луках.

    Иногда на рога лука насаживались с помощью втулки два копейных наконечника длиной 7—10 см со втулкой, причем между втулкой и наконечником находилось наклонное плечо для закрепления тетивы. Эти наконечники назывались юмияри («лук-копье»), так как полученное оружие совмещало в себе возможности и лука, и копья. Для придания луку характерного изгиба мастера по изготовлению луков юмиси использовали большой деревянный блок юдамэ с прорезями, один конец которого лежал на полу (распорка от него упиралась в потолок), а другой был приподнят над землей примерно на 0,5 м.

    Тетива лука цуру (известная также как цура или цурао) делалась специальными мастерами цурасаси из растительной ткани, обычно из пеньки, китайской крапивы или шелка (шелк, как правило, использовался для церемониальных луков), и покрывалась воском, чтобы поверхность была твердой и гладкой. Тетива сильно различалась по качеству — от прочной, сильной тетивы для боевых луков до мягкой и эластичной (кусунэ), используемой в основ- ном для спортивных и охотничьих луков.

    Верхний конец тетивы был обмотан красной шелковой нитью, нижний — белой. Петли чаще всего не были частью тетивы. Их заменяли деревянные крючки или они делались из отдельных шнуров, как в Китае. Верхняя петля имела еще дополни- тельную шелковую петельку, чтобы тетиву можно был держать зубами, оставляя обе руки свободными для натягивания лука. Сила натяжения таких луков (го) была очень велика. В некоторых случаях один человек не мог справиться с луком. Одним из способов оценить силу лука было — со- считать, сколько надо человек, чтобы натянуть его. Лук, тетиву на который можно было надеть только после того, как его согнут два человека, назывался саннинбари. Запасную тетиву гэн носили в колчане или на специальной камышовой или кожаной катушке цурумаки, часто богато украшенной.

    Детали лука Дайко

    Дзюхацу — утоньшение на концах плеч лука перед рогами, на которые ложится тетива.

    Ката — плечо.

    Юдзука — рукоять.

    Ю-хадзу — концы.

    Отоканэ — рога.

    Цуру — тетива.


    Почти все традиционные луки покрывались лаком для защиты от влаги склеенных частей, чтобы они не ослабели. Самая популярная цветовая гамма — черный лук с красной обмоткой. Вне боя, в дороге или при хранении, лук для защиты помещали в завязывавшийся на концах матерчатый налуч. Безусловно, сложносоставные луки азиатских кочевников были известны и в Японии, но японцы их применяли редко. Такой конструкции делались только короткие луки (см. ниже). Вероятной причиной этого факта может быть то, что для таких луков необходимы рога и жилы, а скота держали немного, потому что большинство японцев были буддистами и для них было отвратительно есть мясо и вообще касаться чего бы то ни было, что происходит от мертвых жи- вотных.

    Подобно большинству азиатов, японцы оттягивали тетиву большим пальцем правой руки, держа его согнутым под стрелой; указательный и средний пальцы упирались в ноготь большого. Для этого требуется, чтобы стрела находилась с правой стороны лука с точки зрения лучника, а не с левой, как при натягивании тетивы указательным и средним пальцами. В отличие от китайцев японцы, очевидно, не пользовались кольцами из камня или слоновой кости для защиты большого пальца, вместо них они носили кожаную перчатку югакэ. Перчатки, которые носили во время тренировки, часто прикрывали только указательный и средний пальцы, и у них был увеличенный большой палец, укрепленный роговиной или кожей в том месте, где он соприкасается с тетивой.

    Во время боя, когда такая перчатка мешала бы обращению с мечом или даже со стрелами, надевалась пара более обычных перчаток, опять-таки усиленных, но только небольшим куском второго слоя кожи с внутренней стороны большого пальца правой руки. Два средних пальца перчатки, средний и безымянный, часто почему-то отличались по цвету от других. Для того чтобы натянуть тетиву, лучник поднимал лук над головой, чтобы не задеть лошадь, затем, опуская лук, он разводил обе руки так, что в конце концов левая рука была вытянута прямо, а правая кисть находилась около уха. Другой стиль, использовавшийся пешими воинами, напоминал европейский: когда начиналось натягивание тетивы, лук держали горизонтально на уровне талии.

    Чтобы натянуть тетиву этих несимметричных луков, надо свободно держать рукоять, так как верхнее плечо движется вперед по дуге, в конце достигая положения, при котором рукоять сильно отклонена от вертикали. Чтобы освободить тетиву, пальцы, поддерживающие большой, расслаблялись, тетива соскальзывала с перчатки, и, когда она возвращалась в положение покоя, лук вращался в руке, а тетива касалась внешней стороны руки, державшей рукоять. Такое вращение лука называлось юкаэри. Это делало ненужным использование напульсника для защиты внутренней стороны запястья, хотя иногда для предохранения одежды на левой руке носили специальный рукав юготэ.

    Существовали в Японии и различные варианты короткого лука, известного под общим термином ко-юми, или сёкю («малый лук»). Наибольшее распространение из коротких луков получил ханкю. Это был сложносоставной симметричный лук 50—90 см длиной, изготавливаемый с использованием дерева, китового уса и сухожилий. Ханкю, вероятно, происходит от корейского лука, который, в свою очередь, является разновидностью монгольского лука. Несмотря на свои скромные размеры, он обеспечивал высокую начальную скорость полета стрелы и был весьма эффективным оружием на ближней дистанции. Ханкю вместе с небольшими стрелами (по длине примерно равными длине лука) обычно хранили в лакированном кожаном футляре. За небольшие размеры и высокую эффективность ханкю любили и шпионы-диверсанты синоби. Они изобрели и складной лук таби-юми.

    Разновидностью ханкю был маленький лук каго-ханкю (или риман-кю), сделанный из китового уса. В отличие от первого он имел немного смещенную вниз рукоять и совсем короткие (в полдлины лука) стрелы. Каго-ханкю часто брали в дорогу даймё, так как он позволял стрелять не выходя из паланкина. Лук татарской формы, обычно сделанный из трех или более видов бамбука, назывался хоко-юми. Менее известными представителями коротких японских луков являются ёкю — лук, почти аналогичный ханкю, но используемый для развлечения; судзу-мэ-юми — охотничий лук и адзуса-юми, который использовался колдунами при заклинаниях.

    Юми - представляет собой лук длиной более двух метров, но в отличие от других луков, рукоять делит лук не пополам, а в пропорции один (низ) к двум (верх). В современной Японии используется во время занятий кюдо («путь лука»). Традиционные луки изготавливаются из слоёного бамбука, дерева и кожи, используя технологии не меняющиеся веками, хотя существуют более дешёвые аналоги изготовленные из стекло- и угле-волокна.

    О стрелах

    Наконечники стрел я-но-нэ (или ядзири) изготовлялись специальными кузнецами. Иногда последние ставили свою подпись или на самом клинке, или мельчайшими иероглифами на хвостовике. Наконечники были самых разнообразных форм, размеров и делались из различных материалов в за- висимости от назначения. Например, в знаменитых собачьих охотах инуои и стрельбе по собакам инуоумоно пользовались тупы- ми стрелами мато-я с грушевидными деревянными наконечниками ки-хоко. Стрелы с костяными или роговыми наконечниками назывались цуноги и использовались для охоты. Наконечники боевых стрел, конечно, были стальными.

    Многие наконечники были огромных размеров и часто со множеством ажурных украшений; очевидно, они не предназначались для стрельбы, а использовались при различных церемониях. Для сотен видов наконечников существовали или придумывались позднее самые причудливые названия, но все это множество вариантов можно условно разбить на четыре большие группы:

    1. Узкие четырехгранные наконечники. Они имеют квадратное или ромбическое сечение и называются по тому предмету, который напоминают, — например, янаги-ба (в форме листа ивы) или саса-но-ха (в форме листа бамбука). Как и граненые европейские наконечники, они предназначались для глубокого проникновения в тело и для пробивания доспехов. Большинство боевых стрел имели наконечники этого типа. Сюда же относятся различные очень узкие остро заточенные наконечники тогари-я и реже встречавшиеся наконечники в формезубила цубэки-нэ, использовавшиеся для пробивания дна вражеской лодки. Если же у наконечника вместо двух граней имелись долы, то он назывался химэ-кабура.

    2. Заостренные, широкие, плоские наконечники хира-нэ. Они имеют форму основания утюга и в сечении плоские с узким острым лезвием. Они чрезвычайно разнообразны и часто имеют перфорированный геральдический или цветочный узор. Значительно реже встречаются экземпляры со стихами или другими иероглифами, у которых почти вся площадь клинка покрыта украшениями, за исключением лишь узкой полоски лезвия. Некоторые историки считают, что они применялись против противника высокого ранга, другие — что их выпускали в знак поражения, однако и то и другое весьма маловероятно. Скорее всего, они использовались против противников без доспехов, для нанесения им широких ран или порезов.

    3. Раздвоенные (вилкообразные) наконечники каримата. По размеру они бывают от 2 до 10 см шириной. Большей частью они, вероятно, использовались для охоты, но их также можно видеть и на свитках батальных полотен. Высказывались предположения, что они служили для перерезания шнуров, удерживавших доспехи противника, и для повреждения такелажа судов. Несмотря на то что имелось четыре оперения для предупреждения вращения стрелы, надо было быть исключительным стрелком, чтобы попасть в шнуры или такелаж под нужным углом, не говоря уже о трудности этого для всадника в бою. Скорее всего, раздвоенная стрела предназначалась для повышения шансов на попадание в цель благодаря увеличению ширины наконечника.

    Детали стрелы я

    Куцумаки — обмотка древка стрелы под наконечником.

    Я-хадзу — ушко для тетивы.

    Ягара — древко.

    Я-но-нэ — наконечник.

    Ябанэ — оперение.

    Я-саки — острие.

    Наконечники стрел я-но-нэ:

    верхний ряд — цубэки-нэ, цуруги-дзири, ватакуси, хосо-янаги-ба (узкий янаги-ба), хира-нэ;

    средний ряд — янаги-ба, тогари-я, кира-ха-хира-нэ, каримата;

    нижний ряд — тадэнари, хикимэ, каримата и хикимэ, рёкай, ватакуси

    Зазубренные наконечники ватаку- си. Они имели зубцы или усики, направленные в противоположную сторону от острия наконечника. Такую стрелу можно было вытащить только с противоположной стороны, проткнув человека насквозь. Приведенное деление весьма условно, так как встречались различные комбинации выше приведенных типов. Например, наконечник мог быть узким граненым (тип тогари-я) и вместе с тем иметь зубцы (тип ватакуси). Или нередко можно видеть плоские ажурные наконечники (тип хира-нэ) с загнутыми вниз усиками (тип ватакуси). Независимо от типа все наконечники крепко насаживались на древко стрелы при помощи длинного тонкого хвостовика, выкованного вместе с наконечником; шейка отделяла хвостовик от наконечника и образовывала плечо встык к концу древка. Затем наконечники подвергались окончательной шлифовке и покрывались коричневым прозрачным лаком для предотвращения ржавчины.

    Стрелы с раздвоенным наконечником каримата и/или с роговым или деревянным свистком в форме луковицы хикимэ вместо или прямо под наконечником использовались для сигнализации во время боя. Такие свистящие стрелы (кабурая) в полете издавали очень резкий и четкий звук хёто; эта идея была заимствована у китайцев. Стрела с прикрепленным бумажным цилиндром, содержавшим зажигательную смесь с фитилем, — хи-я («огненная стре- ла») — использовалась для поджога вражеских фортификаций. Кроме боевых стрел каждый самурай носил в колчане одну «родовую стрелу» с указанием его имени. Она была предназначена не для боя — по этой стреле узнавали убитого после сражения.

    Стрелы носили в колчанах, прикрепленных сбоку или за спиной. Все многообразие колчанов — военных, охотничьих и декоративных — можно разделить на две группы: открытые и закрытые. В первых стрелы были отделены одна от другой; таким образом сохранялись их перья, и стрелок в любой момент мог ими воспользоваться. В этих открытых колчанах могло помещаться до 50 стрел, хотя обычно было 24. Самый древний колчан этого типа, хира-янагуи, был очень широкий и плоский, с твердой задней стенкой. Вскоре, однако, он был заменен открытым колчаном эбира, привязываемым специальным кожаным поясом к талии на правом бедре. Этот колчан очень походил на маленькое креслице с высокой ажурной спинкой и сиденьем из бамбуковых прутьев или полосок шкуры. Стрелы вставлялись в промежутки между прутьями, а древки свободно привязывались веревкой к спинке. Чтобы вытащить стрелу из такого колчана, надо было захватить ее над наконечником, поднять над сеткой из прутьев и затем продвинуть вперед, чтобы древко не касалось веревок. Колчан эбира часто покрывался мехом и использовался на охоте; в таком виде он получил название кари-эбира. Открытые богато декорированные колчаны хэйкороку носила дворцовая стража дзу- идзин; в них стрелы были выстроены за спиной подобно павлиньему хвосту.

    Среди колчанов второй группы встречается большой древний дохё-яри, легкий, похожий на небольшой ящичек ядзуцу (или яцубо) и колчан цубо-ямагуи в форме вытянутого футляра или кувшина. Однако наибольшую популярность приобретает появившийся в период Муромати (1333—1573 гг.) новый тип колчана — уцубо, почти совершенно вытеснивший старый эбира. Большей частью колчаны уцубо были более или менее цилиндрической формы с закругленным верхним концом и с закрытым крышкой отверстием сбоку ближе к основанию. Их носили на правом бедре и крепили ремнями и шнурами; чтобы достать стрелу, крышку отбрасывали в сторону, и стрела выталкивалась вниз. В остальное время крышка застегивалась ремнем. Позднее уцубо стали весьма разнообразными: у некоторых верхняя часть раздувалась как воздушный шарик, другие были тщательно отлакированы и покрыты мехом.

    Однако в период Муромати это были еще простые утилитарные вещи, закрытые матерчатым чехлом ябукуро, украшенным цветными полосками и фамильными гербами мон. Помимо того, что эти чехлы защищали колчан и стрелы от непогоды, они, вероятно, служили для идентификации частей на полях сражений. В этих закрытых колчанах стрелы были надежно защищены от капризов погоды, но они были весьма неудобны, когда надо было быстро пускать одну стрелу за другой. Тем не менее, хотя перья могли оказаться несколько помятыми, если стрелы были непрочно закреплены внутри, конные лучники все-таки предпочитали закрытые колчаны, потому что они лучше защищали стрелы при быстрой езде (часто по пересеченной местности) в любую, даже самую плохую погоду.

    В феодальной Японии помещения для тренировки стрельбы из лука в цель, называемой кака-ути, размещались как во внутренних покоях, так и на открытом воздухе. Такие лукодромы (матода, иба, яба) обязательно имелись в центральных ставках каждого крупного военного клана. Оснащение для стрельбы из лука, то есть лук и стрела, кюсэн, и характерная связка соломы на шесте — макивара, используемая в качестве мишени, так же как цилиндрические подставки ядатэ, в которых находились стрелы для тренировки в стрельбе по цели, были обычными предметами, которые можно было видеть на территории большинства военных особняков. Ящички для стрел (я-бако) и подставки для луков и стрел (тядо-какэ) также всегда стояли на видных местах в доме знатного буси. Состязания конных лучников вызывали особое восхищение у «изнеженных» придворных на протяжении всего периода Хэй- ан (794—1185 гг.). Именно в этот период развилась и усовершенствовалась основная система обучения стрельбе из лука.

    Программа обучения лучников была основана на повторяющихся попытках поразить как неподвижную, так и движущуюся цель, стреляя из положения стоя на земле или верхом на коне. Главными неподвижными целями были: большая мишень о-мато, мишень-олень кусадзиси и круглая мишень марумоно. Первая устанавливалась на рас- стоянии в тридцать три длины лука и была около 160 см в диаметре. Вторая представляла собой силуэт оленя, покрытый оленьей шкурой и размеченный для указания основных мест для поражения. Третья состояла из круглой доски, набитой чем-либо и затем покрытой толстой шкурой. Есть основания считать, что эти цели часто крепились к шестам и приводились в движение. Обучение стрельбе с мчащегося коня было более аристократическим как по при- роде, так и по традициям. Это искусство требовало хорошей координации при уп- равлении галопирующим конем и одновременного выпускания одной за другой стрел по ряду разнообразных мишеней, которые могли быть как неподвижными, так и движущимися.

    Первые упоминания о соревнованиях по стрельбе из лука с лошади (ума- юми) относятся к правлению императрицы Когёку (642—645 гг.), а наибольшего расцвета они достигают в период Камаку- ра (1185—1333 гг.), когда становятся час- тью подготовки высшего самурайства. Среди популярных форм такой стрельбы из лука были: стрельба по трем мишеням ябусамэ, стрельба по мишени «шапка из бамбука» касагакэ, стрельба по собакам инуоумоно, охота на собак инуои, охота на птиц оиторигари и крупная охота на оле- ня, медведя и так далее (макигари).

    При стрельбе по трем мишеням, ябу- самэ, требовалось, переведя коня в галоп, в заранее установленном направлении, вы- пустить стрелы по трем целям, представлявшим собой насаженные на шест квадратные доски шириной около 8 см, установленные вдоль дороги, по которой скакал конь. Иногда вместо мишени использовались доспехи (особенно в период Камакура), а главным распорядителем при ябусамэ был синтоистский священник. Стрельба по цели «шапка из бамбука», касагакэ, происходила в пределах пространства, известного как путь стрелы — я-до, обнесенного забором с установленной в его конце полкой, с которой свисали бамбуковые шляпы. От всадника требовалось пустить коня в галоп и начать сбивать эти шляпы, сначала с большого расстояния — токасагакэ, а затем с близкого — кокасагакэ.

    Стрельба по собакам, инуоу- моно, состояла в том, что пускали несколько собак на огороженную площадку и затем гоняли их по кругу, стреляя по ним с коня. Последняя система тренировки раз- вилась в ритуализованное состязание, в котором 36 конных лучников делились на три группы по 12 всадников в каждой. Группе по очереди разрешалось входить в круг — огороженную бамбуком площадку диаметром в 72 длины лука, куда затем запускалось по 50 собак для каждой группы.

    Отвращение, возникавшее при этой бессмысленной бойне, углубленное распространением буддизма в японском обществе, привело к эдиктам, согласно которым лучники в этой стрельбе по собакам должны были пользоваться несмертельными стрелами с большими круглыми наконечниками, в то время как на собак следовало надевать специальные доспехи на мягкой подкладке. В этом измененном виде, лишь иногда с небольшими отступлениями, обучение и состязания продолжались веками.

    «Но, кроме использования лука в качестве боевого оружия или составной части ритуальных действий, он также применялся как инструмент для развития в человеке всех аспектов внутреннего единения и самоконтроля (физического, психического и, в конечном счете, духовного), что стало последним, самым сложным шагом в его эволюции. Эта дисциплина, известная как кю-до, основана на философских принципах буддизма и даосизма, специфическим образом интерпретированных и адаптированных к японскому менталитету различными эзотерическими школами секты Дзен, получившей широкое и безусловное признание у представителей военного сословия.» Оскар Рати, Адель Уэстбрук. «Самураи».

    О меткости лучников…

    Лучник Мицуру, служивший при императоре Тоба (1108-1123 гг..) отрубил выпущенной стрелой ноги летящей скопе, которая держала в когтях рыбу, выловленную в императорском пруду. Так лучник не допустил кражи императорского добра и одновременно не нарушил запрет отнимать жизнь у живых существ на территории императорского дворца. А лучник-телохранитель феодального правителя Сакая 19 мая 1852 г. выпустил по мишени 10050 стрел, стреляя непрерывно в течении 20 часов и выпуская в среднем по 5 стрел в минуту. Любопытно, что большая часть этих стрел (5368), попала в самый центр мишени.

    Юми, как и многое другое традиционное японское оружие тоже овеян легендами и мифами. Одно из преданий гласит, что как-то в окрестностях столицы (Киото) завелась лиса-оборотень с девятью хвостами. Но лучшие лучники, посланные чтоб убить это мифическое существо, не смогли попасть, так как привыкли к неподвижным или с четко определенной траекторией мишеням. Тогда Ёсидзуми Миура, легендарный стрелок Японии стал учить стрелков на собаках и тогда после тренировок они смогли поразить девятихвостую лису.

    В связи с приданием большого значения юми в Японии возникло кюдзюцу – искусство стрельбы из лука. И первой школой по обучению этому мастерству стала Нихон Рю, а к XV веку на ее основе возникло еще шесть крупных школ. С введением огнестрельного оружия в 1542 году в Японии значение юми как самого важного оружия в войне значительно снизилось. Но высокородные самураи не перестали упражняться в древнем мастерстве. В начале мирного периода Эдо боевое кюдзюцу изменилось в кюдо – «путь лука», дисциплину, направленную больше на духовное совершенствование.

    К середине XIX века простые граждане также стали заниматься стрельбой из большого лука, но это уже было как вид спорта или развлечения. В наше время кюдо продолжает пользоваться популярностью, также проводятся различные виды соревнований в стрельбе из лука, не исключая и стрельбу в галопе на лошади. А к юми все так же относятся с уважением и почитанием. Даже говорят, что лук содержит в себе частицу души человека, который его изготовил.

    Существовало множество различных состязаний в стрельбе. В резиденциях феодалов имелись специально приспособленные большие стрельбища, где можно было практиковаться даже в конной стрельбе. На этих же стрельбищах часто и устраивались состязания. Лучшие лучники становились стражниками в императорских садах и в дворцовой страже, также их брали в личную охрану сёгуна. В XVII веке в одном из соревнований на время, когда нужно было за сутки, не останавливаясь, выпустить тысячи стрел рекорд поставил некий Вадзра Датира. За 24 часа он выпустил 8133 стрелы, то есть по 340 штук за час. В 1852 году лучник по имени Масатоки превзошел это достижение: за 20 часов он выпустил десять тысяч стрел, попав в цель около восьми тысяч раз.

    Кю-до – «путь лука», практикуется очень широко и сегодня. В современной Японии, чтобы получить звание юми-тори, необходимо поражать из лука цели, в том числе и движущие, как стоя на земле, так и в движении на лошади. Учитывая непростой характер японского юми, достигается это умение упорными тренировками в течении многих лет. Да и удовольствие заниматься кю-до – не из дешевых.

    Но, несмотря ни на какие трудности, каждый год на соревнования по стрельбе из лука с лошади в г. Камакура (15—16 сентября )приходит очень много молодежи. Именно здесь победители в традиционных видах стрельбы получают почетное звание «юми-тори». Секции кю-до открываются во многих школах, высших учебных заведениях и даже в корпоративных спортивных центрах промышленных предприятий.

    Об арбалетах…

    Вопреки распространенному мнению, японцы знали и использовали арбалет, хотя широкого распространения он и не получил. Ручные арбалеты тэппо-юми имели лук почти такой же длины, как и ложе (около 60 см), которое было отделано костью или китовым усом и часто богато украшено. Были и стационарные большие арбалеты о-юми, используемые при обороне крепостей. Они имели луки длиной около 3,5 м с толщиной древка около 30 см. Совсем редко встречаются образцы магазинного арбалета докю, вероятно скопированного с китайских моделей. Интересным замаскированным оружием является веер- арбалет. В сложенном состоянии он представлял собой обычный веер, а при его раскрытии натягивалась тетива и производился выстрел.

    Конечно, дальнобойностью такой арбалет не отличался, зато имел элемент неожиданности. Стрелы "я" делались мастерами по изготовлению стрел я-хаки. Древко ягара обычно было из бамбука. Он срезался в ноябре или декабре, когда бамбук был в наилучшем виде, и для изготовления древка с него счищали кору и наросты. Ушко для тетивы вырезалось сразу над одним из наростов, для прочности — на конце, удаленном от корня растущего растения. Таким образом, древко несколько сужалось от наконечника к пяте стрелы. Каждое древко размягчали в горячем песке, а затем старательно выпрямляли, применяя зазубренную палку в качестве рычага. На лучших комплектах стрел периода Эдо можно видеть, что древки сортировались так, чтобы наросты были на одном уровне при расположении стрел в колчане.

    Стрелы были отделаны обмоткой из лакированной ткани ниже пяты и выше наконечника стрелы, чтобы предотвратить расщепление древка в этих уязвимых точках, и во многих случаях на обмотке пяты стрелы красным лаком ставилась подпись мастера. Оперение обычно состояло из трех рядов, хотя у стрел с очень большим наконечником их могло быть четыре. В последнем случае два ряда оперения были чуть короче двух других. Перья приклеивались, а затем привязывались к древку. Использовались все виды перьев, но большей частью это были перья орлов, ястребов, журавлей и фазанов. На большинстве стрел оперение оставляли без отделки и обреза- ли его параллельно древку, используя естественный наклон бороздок пера на каждом конце. У самых лучших комплектов древко в промежутках между рядами оперения и вокруг него покрывалось золотом или еще как-нибудь украшалось.

    В отличие от Китая, японские станковые оюми часто метали камни вместо стрел (нерациональное решение, видимо, вызванное отсутствием в Японии требушета). Между 1083 и 1089 годами камнемет-ишиюми («каменный лук») ударом по шлему оглушил и поверг на землю Бана Дзиро Кендзо Сукекане, героя «Поздней трехлетней войны» (Госаннен Кассен Экотоба). Европейские камнеметы-требушеты в сходных ситуациях обычно вышибали из героев мозги, невзирая ни на какие шлемы (например, так случилось с крестоносцем Симоном де Монфором под Тулузой в 1218 году). Но постепенная политическая стабилизация в Японии привела к полному забвению арбалетного искусства.


    Поделиться новостью:

    Похожие записи:
    Тэги: лук Японии, арбалет Японии

    Просмотрено: 3502 раз
    автор: Anime 3 ноября 2012 Комментарии (0)

       Популярные новости

  • Что такое аниме и манга?
  • Виды и жанры аниме
  • Интересные факты о Японии
  • Немного о гейшах
  • Актинидия коломикта - киви Дальнего Востока
  • Японские компьютерные порно-игры
  • Аниме обзор - Вельзевул / Beelzebub
  • Обзор аниме боевика Taboo-Tattoo (2016)
  • Аниме обзор - Level E / Уровень Е (2011)
  • Cheating Craft
  •    Регистрация

    Логин
    Пароль

       Мультипликация

  • Fox адаптирует несколько своих фильмов для России
    Картины «Деловая женщина» и «Гнев» будут пересняты российскими кинематографистами. Так решили в компании Fox International Productions, занимающейся переработкой релизов студии XX Century Fox для иностранных территорий.…


  • Базука Джо удостоится собственного фильма
    Известный персонаж комикс-вкладышей Базука Джо (Bazooka Joe) станет героем полнометражного фильма. Бывший генеральный директор Walt Disney Studios Майкл Эйснер всячески заинтересован в проекте и уже заказал сценарий малоизвестному автору.…


  • Премьеры США — 22 мая
    Эта неделя в американском прокате выдастся фантастически жаркой: на ринг выйдут один из самых долгожданных блокбастеров последних лет «Терминатор: Да придет спаситель» и продолжение невероятной успешной семейной комедии «Ночь в музее». Кроме них стартуют …


  • Канн-2009: Гонка завершена
    В воскресенье вечером были объявлены победители нынешнего Каннского кинофестиваля. Главный приз достался Михаэлю Ханеке с его картиной «Белая лента». Работам Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки» и Ларса фон Триера «Антихрист» тоже вручили по награде.…


  •    Голосование


    Сказка
    Комедия
    Махо-сёдзё
    Фэнтези
    Мистика
    Романтика
    Киберпанк
    Апокалиптика
    Хентай
    Боевик, самурайский боевик



     

       Повседневноть

  • Креветки в Японии
    Рыболовство и переработка морепродуктов является традиционной отраслью хозяйства японцев со времен неолита. В среднем житель Японии потребляет 168 кг рыбы ежегодно, что является наивысшим показателем среди стран мира. Прибрежные воды Японского архипелага …


  • О традиционной японской свадьбе
    Япония — «страна солнечного восхода», удивительно другая, далёкая и непонятная, манит неизвестностью, колоритом культурной традиции, тихими садами камней и кричащей рекламой торговых мегаполисов. Это яркое сочетание традиций и современных технологий созда…


  • Факты о братьях наших меньших в Японии
    Немного интересных фактов из Японии о братьях наших меньших, тех что в России обычно содержаться на дворах частных хозяйств и встречаются в парках как утки -кряквы (конечно о различных животных Японии уже были статьи, но в этот раз небольшой сборник)…Гуси…


  • Новости аниме и манги, новости из Японии, Культура Японии, Аниме и манга японии, карта сайта